Суббота, 27.04.2024, 19:17
Вы вошли как Гость | Приветствую Вас Гость | RSS


Банк ПриватБанк

Сайт агента 
Работа в ПриватБанке
Кредитка Депозиты Авто Кредит


Меню сайта
AdSense
...

Функции центрального банка (продолжение)

 

Функции центрального банка (продолжение)

Составной частью этой функции Национального банка Украины является также накопление валютных резервов. Они играют чрезвычайно важную роль в обеспечении стабильности гривны и в решении ряда ключевых проблем организации и функционирования денежного обращения в стране. Для этого используют валюты тех стран, которые имеют на сегодня относительно надежную денежную систему и валюта которых характеризуется конвертируемостью и достаточной стабильностью. К таким валютам сейчас принадлежит доллар США, английский фунт стерлингов и некоторые другие валюты, а также коллективная валюта евро.

Достаточно сложными для НБУ является и операции по обслуживанию Государственного бюджета Украины. Общая схема этого обслуживания до 1993 г. базировалась на технологии, которая имела место в бывшем Союзе. Она заключалась в том, что исполнение местных бюджетов осуществлялось в пределах реальных поступлений, а выполнение государственного бюджета осуществлялось на кредитной основе, т.е. методом авансирования. Это приводило к автоматизма в кредитовании расходов Государственного бюджета Украины со всеми негативными последствиями от действия такого принципа. С 1993 г. весь государственный бюджет стал исполняться по реальным поступлениям.

Техническая сторона организации обслуживания государственного бюджета долгое время состоял в том, что коммерческие банки открывали доходные счета государственного бюджета, на которые от плательщиков поступают платежи (налоги, штрафы и т.п.). Часть этих доходов поступает на формирование доходной части местных бюджетов, а часть - центральный бюджет. Последняя ежедневно переводится операционном управлению НБУ по г. Киеву. После этого на основании платежного поручения средства зачисляются на пассивные счета министерств и ведомств в соответствующих коммерческих банках. На них поступают все средства, необходимые государственным учреждениям, кроме тех, которые предназначены для финансирования капитальных вложений. Последние зачисляются на специальные счета.

Рассмотренная схема обслуживания государственного бюджета имеет определенный недостаток, который заключается в том, что денежные потоки движутся друг другу навстречу, поэтому часть их постоянно находится в пути. Чтобы уменьшить этот недостаток и перевести вертикальное движение на горизонтальный, а также для того, чтобы уменьшить злоупотребления со стороны коммерческих банков, которым НБУ предоставляет право обслуживания государственного бюджета в Украине, создан и действует Казначейство Министерства финансов Украины. Его функции заключаются именно в непосредственном обслуживании государственного бюджета.

В условиях современной рыночной экономики чрезвычайно важной функцией центрального банка является функция кредитно-денежного регулирования экономики. Ее важность связана с тем, что главным в реализации монетаристской политики по развитию современного общественного производства является именно центральный банк. При этом свои основные рычаги по регулированию кредитно-денежной сферы, а через нее и всей экономики, он применяет прежде всего к коммерческим банкам, которые уже непосредственно влияют своими действиями на субъектов хозяйствования.

В мировой практике по регулированию экономики, которое осуществляют центральные банки, накоплен определенный опыт и,, несмотря на некоторые особенности в организации самого регулирования в зависимости от конкретной страны, они довольно похожи по своей сути. В целом все методы регулирования, как правило, делят на общие и специфические. В совокупности общих методов наиболее распространены следующие:

  • Установление и изменение нормы обязательных резервов.
  • Установление и изменение учетной ставки.
  • Операции на открытом рынке.

К специфическим методам реализации регулирующих функций центрального банка принадлежит целый ряд мероприятий, направленных на решение конкретных, часто узконаправленных задач. Так, центральный банк может устанавливать определенный предел процента по кредитам, осуществлять ограничение по отдельным операциям, прибегать к установлению дифференцированных ограничений для различных банков и тому подобное. Эти методы достаточно эффективны, поскольку они направлены, как правило, на решение конкретных проблем в кредитно-денежной сфере. Но в то же время эти методы имеют и отрицательную сторону, поскольку они так или иначе выливаются в конце концов в определенные селективные ограничения, касающиеся не всех, а только отдельных банков или их групп и поэтому ухудшают условия для клиентов коммерческих банков, поскольку нарушают условия конкуренции между ними.

К наиболее важным методам регулирования кредитно-денежных отношений, которые осуществляет центральный банк, принадлежит определение нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки должны держать в центральном банке. Эта функция выступает как одна из функций контроля за деятельностью коммерческих банков. Однако по своему значению она нацелена скорее на регулирование совокупных экономических процессов, происходящих в общественном производстве. Изменение этого норматива хотя и касается каждого конкретного банка, однако, по своим последствиям она прямо приводит к макроэкономическим изменениям, увеличивая или уменьшая кредитную экспансию всех коммерческих банков. Поэтому данная функция, хотя и относится в целом к ​​контролирующим функциям, но по своей значимости она выходит за пределы регулирования самой банковской системы и выступает определенным инструментарием регулирования всего общественного производства.

Обязательные резервы - это те средства коммерческих банков, которые они обязательств передать в центральный банк, возможность распоряжения которыми для них возможности выбора или вообще отсутствует.

Впервые норму банковских резервов введено в практику в США еще в 1863 году, с образованием национальных банков. Но как элемент уже достаточно развитой банковской системы обязательные резервы были введены в этой стране в 1913 г. с образованием Федеральной резервной системы. Сначала эти резервы играли роль страховых, их норма оставалась неизменной и только с 1935 г. центральным банком США была введена практика изменения норматива обязательных резервов.

Опыт США довольно быстро распространился и в Европе. В 1948 г. обязательные резервы были введены в Германии, в 1961 г. - в Великобритании, в 1979 г. - во Франции. Не остались в стороне и другие страны Европы и Азии. Норма обязательных резервов используется центральным банком зачастую для регулирования денежной массы, обеспечение определенного уровня ликвидности активов коммерческих банков, а также осуществления определенной кредитной политики. Так, повышая ставку обязательных резервов, центральный банк отвлекает часть ресурсов коммерческих банков, сокращая тем самым и их возможности в кредитовании субъектов. При снижении этой ставки происходит обратный процесс.

Зачастую страны используют рассмотренный выше инструмент монетаристского регулирования экономики для уменьшения инфляции. На фазе депрессии центральный банк прибегает к снижению нормы обязательных резервов, а на фазе подъема, наоборот, - к их повышению, чтобы помешать чрезмерно опасным темпам роста общественного производства.

Сегодня обязательные резервы используются практически во всех промышленно развитых странах.Однако единой методики их определения нет, как нет и единых ставок. Зачастую базой для расчетов обязательных резервов является пассивы банка. При этом используются как общая их сумма, так и части.Довольно распространенный вариант - использование как такой базы срочных депозитов и вкладов до востребования.

В отдельных странах, например во Франции, общей базой для определения нормы обязательных резервов является объемы кредитования, которые осуществляет коммерческий банк.

Норма обязательных резервов, как правило, устанавливается в законодательном порядке и может рассчитываться как единая, так и такое, что зависит от отдельных частей банковских ресурсов. Примером последнего может быть Германия, где Немецкий федеральный банк устанавливает различные нормы обязательных резервов для сберегательных вкладов, срочных депозитов и т. д.

Уровень нормы обязательных резервов может быть разным. В таких странах, как Австрия и Италия эта норма достигает уровня 25%. В то же время в Японии в послевоенный период она колебалась в пределах от 2,5 до 0,1%, а в Великобритании практически не имела значения, так как составляла в этот же период примерно 0,5%. В целом же теоретически некоторой средней нормой обязательных резервов считается их размер в пределах 10-12%.

В последние годы заметной стала практика уменьшения нормы обязательных банковских резервов и даже отказа от этого инструмента денежно-кредитной политики. Так, отказались от него такие страны, как Бельгия, Дания, Швеция, а Франция уменьшила норму обязательных резервов по трансакционными депозитами до 1%, а по срочным депозитам вообще отказалась от установления такого резерва. Такую тенденцию необходимо учитывать и в нашем государстве. Это важно в связи с формированием в Украине стратегии развития банковской системы и решением проблем развития государственного регулирования экономики, а также связано с тем, что уменьшение таких резервов усиливает позиции коммерческих банков, делает их более конкурентоспособными, что важно в условиях высокого уровня открытости экономики государства и роста конкурентной борьбы с иностранными кредитными учреждениями. *

Второй важной тенденцией в развитии такого рычага, как норма обязательных резервов, становится ограничения (установление верхнего предела) нормы этих резервов. Такая практика имеет место в отдельных европейских странах (например в Германии). Подобное ограничение позволяет коммерческим банкам более уверенно разрабатывать стратегию своего развития.

В Украине общие принципы и методы формирования нормы обязательных резервов определяются Положением »О порядке формирования в банковской системе Украины обязательных резервов». 

В нынешних условиях формирования обязательных резервов в Украине требует достижения двух важных целей:

  • обеспечение надежной ликвидности активов коммерческих банков;
  • регулирование денежной массы за счет изменения денежного мультипликатора.

Норма обязательных резервов устанавливается и изменяется Национальным банком Украины. До недавнего времени она рассчитывалась от средней суммы привлеченных коммерческим банком средств. их размер был независимым от срока их заключения, формы (национальная валюта или иностранная), а также характера вкладчика этих средств.

Впоследствии (уже в начале 2002 г.) норму обязательных резервов стали определять в зависимости от характера привлеченных ресурсов и от формы валюты, сама норма была существенно уменьшена и составила в 2002 г. в среднем 6,5%. Объем средств, выполняющих функцию обязательных резервов, пересматривается ежедекадно, но не позднее третьего, тринадцатого и двадцать третьего числа каждого месяца. Эти средства аккумулируются на корреспондентском счете данного банка в Национальном банке Украины.

Одним из важных направлений влияния центрального банка на деятельность, осуществляемую коммерческими банками, и в целом на денежное обращение является установление и изменение учетной ставки. Учетная ставка - норма процента, которую устанавливает центральный банк и которая определяет цену предоставляемых коммерческим банкам кредитных ресурсов под учет векселей.Определенной разновидностью этих действий является установление ломбардной ставки и ставки при предоставлении кредитов под залог ценных бумаг.

Учетная ставка может колебаться в достаточно широких пределах. Если она повышается, то возможность получения коммерческим банком кредита в центральном банке ухудшается. Это, в свою очередь, приводит к снижению возможностей банка в кредитовании субъектов. Когда ставка снижается, происходит обратный процесс.

Возможности регулирования, осуществляемого с помощью учетной ставки, зависят от потребности коммерческих банков в кредитах. Если такой необходимости у них нет, или она невелика по размерам, то действенность данного рычага регулирования кредитных отношений со стороны центрального банка существенно уменьшается.

Весьма распространенным, особенно в высокоразвитых странах, методом регулирования экономики со стороны центрального банка выступают операции на открытом рынке. их смысл заключается в покупке или продаже государственных ценных бумаг с целью воздействия на динамику кредитных операций коммерческих банков. Механика этого влияния состоит в том, что центральный банк уменьшает (при продаже ценных бумаг коммерческим банкам) объем их собственных ресурсов и тем самым уменьшает их возможности в осуществлении кредитования. Если центральный банк, наоборот, покупает ценные бумаги у коммерческих банков, то это расширяет их возможности в кредитовании предприятий.

Следует заметить, что операции, которые может осуществлять центральный банк на открытом рынке, - очень гибкий инструмент денежно-кредитного регулирования. Это связано с там, что всегда есть возможность исправить ошибку, если она допущена, путем обратной операции. Распространенным вариантом осуществления таких операций является РЕПО - операция под залог ценных бумаг с их обратным выкупом.

Непосредственно организуя куплю-продажу ценных бумаг, центральный банк может регулировать данный процесс и на основе изменения учетной ставки. Так, установив ее на уровне, превышающем доходность ценных бумаг, он ставит коммерческие банки в невыгодное положение при получении кредита в центральном банке и подталкивает их к увеличению продажи имеющихся у них государственных ценных бумаг населению для получения необходимых средств.

Обратный процесс начинается тогда, когда центральный банк существенно снижает учетную ставку.Если она устанавливается на уровне ниже доходности ценных бумаг, то коммерческим банкам выгоднее брать кредиты в центральном банке и направлять свои ресурсы на приобретение государственных ценных бумаг у населения.

Специфические, или особые методы регулирования кредитно-денежных отношений через отношения центрального банка с коммерческими банками разнообразны. Среди тех, которые относительно часто используется в странах с развитой рыночной экономикой, следует назвать регулирования за влияния центрального банка на потребительский кредит и на биржевые операции с ценными бумагами. В условиях, когда общие размеры операций по потребительскому кредиту достигают уровня, что создает возможность необоснованного наращивания темпов общественного производства, центральный банк может потребовать от коммерческих банков сокращение сроков данного кредита и уменьшение доли банковского кредита для приобретения товаров.

В Украине операции Национального банка на открытом рынке еще не слишком распространены, что обусловлено как неразвитостью рынка ценных бумаг, так и практическим отсутствием мощного вторичного рынка этих бумаг. Однако постепенно НБУ приобретает опыт и все чаще пытается осуществить такие операции. Так, с 1997 г. НБУ начал проводить операции РЕПО. Осуществляя операции на открытом рынке, Национальный банк Украины все чаще продает свои собственные бумаги. Среди последних весьма распространены депозитные сертификаты, которые он активно предлагает коммерческим банкам.

В условиях высокоразвитой рыночной экономики потребительский кредит может стать определенным фактором роста темпов общественного производства, что, в свою очередь, часто приводит к вмешательству центрального банка в его развитие. Следует отметить, что такое влияние на потребительский кредит может быть вызван и другими причинами. Часто сокращение потребительского кредита осуществляется как действия, направленные на сдерживание роста цен, поскольку ограничения такого кредита тормозит рост совокупного спроса. Эти антиинфляционные действия центрального банка особенно ощутимы по своим результатам там, где уровень развития потребительского кредита достаточно высок.

В Украине, в отличие от высокоразвитых стран, потребительский кредит еще не получил широкого развития. В нашей стране нет и существенно опыта в его организации, поскольку в бывшем Советском Союзе такая форма кредита была развита слабо. Однако по мере становления рыночной экономики и постепенного насыщения товарного рынка этот кредит будет развиваться, а у Национального банка Украины появится возможность использовать еще один действенный инструмент регулирования экономики.

В совокупности методов селективного характера следует назвать и влияние центрального банка на биржевые спекуляции. По характеру его осуществления этот способ регулирования аналогичный методам, которые применяются в случае регулирования потребительского кредита. Так, когда резко увеличиваются объемы биржевых операций, приобретают спекулятивный характер, центральный банк может повлиять на коммерческие банки для уменьшения доли средств, выдаваемых под залог ценных бумаг. Выполняя данное требование (а это может быть, например, рекомендация центрального банка), коммерческий банк повысит ставку процента по кредитам, выдаваемым под залог ценных бумаг. В случае заметного изменения данной ставки спекулятивные операции на фондовой бирже могут существенно сократиться.

Как известно, в Украине уже зарегистрированы три фондовые биржи и происходит постепенное, хотя и очень медленное становление рынка ценных бумаг. В этих условиях данные операции Национального банка Украины уже возможны. Однако неразвитость фондового рынка делает эти операции существенными по ожидаемым результатам скорее в перспективе, хотя и не в очень далекой.

Указанные селективные методы воздействия центрального банка на коммерческие по форме является скорее экономическими, чем административными. И дело здесь в том, что центральный банк, особенно в развитых странах, как правило, не удается до принудительного характера осуществления такого влияния.Чаще всего это рекомендации со стороны главного банка, коммерческие банки выполняют добровольно.Несомненно, степень их общей зависимости от центрального банка достаточно высок, а это всегда является основой для достижения "послушания" того или иного коммерческого банка, если он слишком уклоняется от выполнения рекомендаций.

Следует отметить, что среди специфических методов регулирования кредитно-денежных отношений за влияния центрального банка на коммерческие есть и чисто административные по своему характеру действия. Это, например, установка со стороны центрального банка прямого контроля над банками по тем кредитам, что дает коммерческий банк предприятиям или фирмам. Этот метод распространен во многих странах, но чаще всего он используется в тех странах, где рыночная экономика еще не очень развита или находится в состоянии кризиса.


Форма входа
AdSense