Воскресенье, 28.04.2024, 03:31
Вы вошли как Гость | Приветствую Вас Гость | RSS


Банк ПриватБанк

Сайт агента 
Работа в ПриватБанке
Кредитка Депозиты Авто Кредит


Меню сайта
AdSense
...

Центральные Банки

Центральные Банки

Центральный Банк

В странах с рыночной организацией общественного производства в современных условиях сложилась и функционирует определенная банковская система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. их субординация и основные функции, как правило, определяются соответствующим законом страны.

Банковская система большинства стран имеет два уровня. На первом уровне находится центральный банк, занимающий ведущее место в банковской системе страны. На втором - коммерческие банки, непосредственно взаимодействующих с предприятиями, фирмами, учреждениями и населением.

Центральному банку принадлежит ведущее место не только в организации всей совокупности кредитно-денежных отношений в стране, он является главным звеном в государстве, с помощью которой последняя осуществляет большую часть своих регулирующих в экономическом функций. Основные функции центрального банка в этом реализуются посредством определенных действий, которые, как правило, различают общие и специфические.

В любой стране с рыночной экономикой, учитывая конкретные задачи, стоящие перед общественным производством, всегда есть потребность не в хаотическом, а в системном и целенаправленном наборе действий со стороны центрального банка для решения конкретных проблем и достижение поставленных целей, то есть в каждой стране разрабатывается и реализуется определенная кредитно-денежная политика, за осуществление которой отвечает именно главный банк страны.

Происхождение центральных банков. Национальный банк Украины

Центральный банк является определяющим звеном всей банковской системы страны (банк банков), а по своей главной функциональной ролью - это эмиссионный банк, т.е. банк, которому принадлежит монополия на выпуск денег.

Банки как учреждения с соответствующим названием впервые появились в XII в. Что касается появления займы как определенного явления экономической жизни общества, на базе которой, в сущности, и возникают банки, то она своими корнями уходит в древнюю историю человечества, задолго до нашей эры.В прежние времена хранения денег, предоставления займа и другие сделки с денежными осуществлялись преимущественно храмами, монастырями, а также разнообразными деловыми зданиями.

Первый банк возникает в 1171 г. в Венеции, хотя он больше соответствовал этому типу учреждений своим названием, а не функциями, поскольку был предназначен преимущественно для обеспечения функционирования сложного городского хозяйства Венеции. Банки в современном понимании сути этих кредитных учреждений зарождаются в средневековье. Одной из первых таких учреждений можно считать банк святого Георгия, возникший в г. Генуе в 1407 г. Увеличение количества банков началось во второй половине XVII в. с началом развития капиталистических отношений. Так, в 1694 г. создан первый акционерный банк Англии, ставший одной из важнейших кредитных учреждений этой страны. В России до 1729 банков не было и только с этого года осуществляются банковские операции по так называемому Монетный конторе.

Первые банки обслуживали производство и обращение товаров и сформировались как универсальные банки. Банкнотная эмиссия осуществлялась многими коммерческими банками. Выпуская банкноты, они способствовали расширению товарного и денежного обращения. Особенно заметной эта роль была на региональных рынках. Однако с усилением тенденций становления общенациональных рынков банкнотная эмиссия, которая осуществлялась многими коммерческими банками, становится препятствием на пути развития товарного и денежного обращения. Выпуск банкнот был бесконтрольным и нерегулярным. Они не имели доверия населения всей страны. Ситуация осложнялась также выпуском необеспеченных банкнот и банкротством отдельных коммерческих банков. Примером могут служить США, где до 1863 г. эмиссию банкнот осуществляли около двух тысяч банков, а в обращении было более семи тысяч видов банкнот, среди которых попадались и фальшивые, и банкноты уже не существующих банков.

Существенным недостатком банкнотной эмиссии, которая осуществлялась коммерческими банками, было и то, что такие банкноты могли обслуживать преимущественно региональные процессы обмена товаров. Поэтому с развитием товарного производства и становлением единого национального рынка возникла потребность в регулярной банкнотной эмиссии, которая бы осуществлялась из центра. Таким центром стал центральный банк.

Процесс централизации банкнотной эмиссии началось в XIX в. и продолжался практически целый век.Он осуществлялся различными путями и его суть заключалась в передаче монопольного права на выпуск банкнот одном банке. Иногда этому предшествовало закрепления государством исключительного права банкнотной эмиссии за отдельной группой банков. Так, например, в США в 1863 г. принят закон о национальных банках, которым и было передано исключительное право эмиссии банкнот. Однако итоговым результатом этого процесса стала передача права на выпуск банкнот одном банке.

Конкретные способы возникновения центральных банков в разных странах были разными, но в целом они сводились к двум основным вариантам. В первом - государство на основе специального законодательного акта создавала специальный государственный банк, за которым закреплялось исключительное право на выпуск (эмиссию) банкнот. Так было, например в России, где в 1860 г. создан Государственный банк. Таким же образом как единые, эмиссионные центры были созданы: Бундесбанк в Федеративной Республике Германия (1957 г.), Система банков Федерального резерва в США (1913 г.), Резервный банк Австрии (1960 г.). Во втором случае право эмиссии закреплялось за одним из коммерческих банков. Таким образом возник, например, центральный банк Англии. Основан как частная акционерная компания по финансированию военной компании Короля Вильгельма III против Франции, этот банк в награду за свою помощь правительства получил исключительное право эмиссии банкнот в Лондоне. Его привилегия усилился в 1849 г., когда актом Р. Пиля было запрещено всем вновь созданным банкам заниматься эмиссией банкнот, а окончательно монополия на выпуск банкнот была закреплена за Банком Англии в 1921 г. С этого момента он стал единым эмиссионным центром страны.

Сегодня центральные-банки в основном принадлежат государству. Этот факт во многих случаях стал следствием национализации. Так, в 1945 г. был национализирован Банк Франции, в 1942 г. - Банк Японии, в 1938 - Банк Канады.

Организационной формой центральных банков зачастую является акционерное общество. Основная доля капитала такого общества, как правило, принадлежит государству. Так, в таких странах, как Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды - 100% капитала центральных банков находится в собственности государства. В некоторых странах основу капитала центрального банка составляет капитал коммерческих банков (также в США) или коммерческих банков и других финансовых учреждений (например, в Италии). Но и в этих случаях государство через формирование органов управления этими банками играет ведущую роль в организации их деятельности.

Правовой статус центральных банков закрепляется в определенных нормативных актах государства. Чаще становящийся отдельным законом о центральном банке или закон о банковской системе в целом.

Главнейшей составной частью таких нормативных актов является положение, которое фиксирует взаимоотношения между центральным банком и органами исполнительной власти. Именно учитывая уровень и характер этих взаимоотношений говорят о большей или меньшей независимость центрального банка. 

Конкретными признаками этой независимости есть:

Законодательно установлены пределы вмешательства государства в денежную политику центрального банка. 

Так, в Германии и Швейцарии государство не вправе вмешиваться в денежную политику центрального банка, а Немецкий федеральный банк даже не подотчетен парламенту Германии.Наименьшую независимость в этом обладают центральные банки Франции и Италии, где законодательно правительства передано право определения кредитно-денежной политики, а центральные банки выступают лишь в лице консультанта и должны выполнять решения правительства.

Наличие законодательного ограничения кредитования правительства. По этому признаку наиболее независимым является центральный банк Германии, а также таких стран, как Нидерланды и Австрия.Наименее независимыми в этом отношении центральные банки таких стран, как Италия, Швеция и Швейцария, для которых формально не существует законодательного ограничения объемов кредитования своих правительств.

Характер процедуры назначения или выбора руководящих органов центрального банка и сроки полномочий руководства центральным банком. Так, в Австрии, Германии, Франции, Великобритании и Швейцарии органы (Президент или председатель правления и члены директората) назначаются правительством, или же выбираются из числа кандидатур, выдвинутых правительством. В других странах, например в Нидерландах, решение о назначении на руководящие должности центрального банка принимает Совет министров на основе предложенных центральным банком кандидатур.

Относительно сроков, на которые назначают или избирают руководителей центрального банка, то они достаточно разные и большие. 

  • Так, в США - это 14 лет,
  • в Германии - 8,
  • в Канаде и Австралии - 7 лет. 

При этом досрочный отзыв руководителя банка или члена правления в таких странах, как Великобритания, Ирландия, Германия вообще невозможно.

В целом считается, что наиболее высокий уровень независимости от исполнительной власти имеет центральный банк Германии. Он должен поддерживать политику правительства, но в реализации кредитно-денежной политики действует самостоятельно и не обязан выполнять указания правительства.Взаимодействие с правительством обеспечивается, с одной стороны, тем, что этот банк выступает в качестве советника правительства при решении вопросов, касающихся денежно-кредитной сферы, а с другой стороны, члены правительства могут принимать участие в заседании Центрального совета Бундесбанка. Они имеют право вносить предложения, но при этом не имеют права голоса.

В других странах центральные банки менее независимы в своей деятельности. 

Они подчинены министерству финансов, или казначейству и правительство может существенно влиять на проводимую центральным банком кредитно-денежную политику. Так, например, банк Англии (он стал государственным с 1945 г.) находится под контролем казначейства и координирует свою деятельность с министерством финансов.

Центральный банк Украины, а он получил название Национального банка Украины (НБУ), созданный в 1991 г. на базе бывшего республиканского отделения Госбанка СССР и его областных управлений. Правовая основа НБУ изначально базировалась на Законе Украины "О банках и банковской деятельности» (1991 г.), а с 1999 г. - на Законе "О Национальном банке Украины».

В этих законах в целом нашел отражение мировой опыт, накопленный в области разработки банковского законодательства. Основные положения, зафиксированные в этих правовых актах, такие:

Национальный банк Украины не включен в систему исполнительной власти во главе с Кабинетом Министров Украины.

Он подотчетен только Верховной Раде Украины, которая ежегодно принимает отчет банка о его деятельности.

Национальный банк Украины имеет право законодательной инициативы.

Высшим органом управления является Совет Национального банка, а непосредственное управление осуществляет Правление во главе с Председателем Правления.

Согласно Конституции Украины Председатель правления НБУ назначается на четыре года Верховной Радой по представлению кандидатуры Президентом страны. Если учитывать, что такой порядок предусмотрен, помимо Председателя правления НБУ, только для Премьер-министра и руководителей судебной власти, то становится очевидной роль Национального банка в системе организации экономической жизни нашей страны.

Правовая природа Национального банка Украины двойная:

  • С одной стороны, он наделен властными полномочиями, которые реализуются в его праве принимать нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению субъектами хозяйствования и гражданами;
  • С другой стороны, он не входит в систему исполнительных органов власти и не находится на госбюджетном финансировании. Он не функционирует ради прибыли, а все превышение суммы своих доходов над своими расходами Национальный банк обязан перечислять в Государственный бюджет.

Свои отношения с субъектами хозяйственной деятельности (прежде всего с коммерческими банками) НБУ осуществляет на основании заключения сделок, то есть действует как самостоятельный субъект хозяйствования.

Следует заметить, что принятие специального закона о Национальном банке Украины стало заметным явлением на пути приближения центрального банка нашего государства до такого состояния, что объективно требует рыночная экономика и процесс ее развития. 

Признаками этого являются прежде всего усиление степени независимости НБУ, что находит свое выражение в том, что теперь НБУ:

  • является самодостаточным в разработке и осуществлении денежно-кредитной политики. Ни Верховная Рада, ни другие органы власти не имеют права на утверждение денежно-кредитной политики (ст. 9 и 24 Закона "О Национальном банке Украины»), НБУ информирует Верховную Раду только об основных принципах денежно-кредитной политики;
  • является экономически независимым учреждением, ибо сам составляет смету своих поступлений и расходов (ст. 5), что должно обеспечить полное выполнение НБУ его функций. Смета не утверждается Верховной Радой. При этом при наличии преобладание доходов над расходами сумма, указанная в смете, вносится в государственный бюджет, а в противном случае - покрывается за счет государственного бюджета. Для осуществления своих функций Национальный банк Украины должен иметь соответствующий капитал. Формирования его банковских ресурсов обеспечивают пассивные операции НБУ. Главными источниками ресурсов Национального банка Украины является эмиссия банкнот, обеспечивающий от половины до трех четвертей всех пассивов, а также взносы коммерческих банков и казначейства, обязательные резервы и собственный капитал;
  • не имеет права осуществлять прямое кредитование правительства на финансирование расходов государственного бюджета;
  • может осуществлять операции с ценными бумагами только на вторичном рынке, чтобы через этот механизм не происходило прямого кредитования правительства.

Дальнейшее развитие рыночных отношений в нашем государстве требует усиления степени независимости НБУ. Необходимость и значимость этого для функционирования и развития рыночной экономики подтверждается мировым опытом. Так, исследования, проведенные специалистами западных стран, доказывают, что за период 1973-1986 гг. среди 17 развитых стран самые низкие темпы инфляции наблюдались в Германии и США, т.е. в странах, где центральные банки имеют самый высокий уровень независимости. В то же время в таких странах, как Италия и Великобритания, где центральные банки наиболее зависимые от исполнительной власти, уровень инфляции в этот период был самым высоким.

Сущность дальнейшего усиления самостоятельности НБУ, к которой стремится Национальный банк Украины, состоит в том, чтобы в рамках принятой Верховным Советом экономической и финансовой доктрины, зафиксированной в соответствующих законодательных актах, Национальный банк самостоятельно разрабатывал и использовал соответствующие финансовые инструменты, определял уровень монетизации, учетной ставки , ставку резервирования и т.п.. При этом речь идет не о какой абсолютной независимости Национального банка, а о том, чтобы он после принятия, например, решение о установленный уровень инфляции (а это происходит в процессе утверждения бюджета страны на соответствующий год) был независимым в своих действиях, направленных на то, чтобы этот уровень не был превышен.


Форма входа
AdSense