Воскресенье, 28.04.2024, 00:36
Вы вошли как Гость | Приветствую Вас Гость | RSS


Банк ПриватБанк

Сайт агента 
Работа в ПриватБанке
Кредитка Депозиты Авто Кредит


Меню сайта
AdSense
...

Функции центрального банка

 

Функции центрального банка

Центральные банки выполняют определенные функции, а именно:

  • функцию эмиссионного центра;
  • функцию валютного центра;
  • функцию банка банков, которая реализуется в предоставлении им займов и осуществления расчетных платежных операций между банками;
  • функцию по обслуживанию государственного бюджета, сохранение золотовалютных резервов страны и выполнение расчетных операций для правительства;
  • функция кредитно-денежного регулирования экономики.

Следует заметить, что этот перечень функций имеет несколько обобщенный характер и раскрывает только важнейшие направления деятельности любого современного центрального банка. Что касается конкретных действий центрального банка в разрезе каждой из функций, то они регламентируются соответствующими нормативными актами в каждой стране отдельно. Однако в целом перечисленные функции имеют определенное общее наполнение, независимо от особенностей законодательного поля конкретного государства.

Функция центрального банка как эмиссионного центра заключается в монополии этого банка на выпуск банкнот. Эмиссия банкнот осу-. Ется преимущественно в форме выпуска государственных долговых обязательств. Это означает, что и правительство, и коммерческие банки получают от центрального банка кредиты под залог государственных ценных бумаг или коммерческих векселей, т.е. банкнотная эмиссия осуществляется на кредитной основе, а ее обеспечением становятся коммерческие векселя, другие обязательства банков и государственные ценные бумаги. При выпуске государственных ценных бумаг для покупки иностранной валюты и золота механизм банкнотной эмиссии обеспечивается золотом и иностранной валютой.

Поскольку банкнотная эмиссия имеет кредитный характер, то это означает, что пассивные операции центрального банка зависят от его активных операций (от предоставления кредитов коммерческим банкам или правительства, а также от активных операций по покупке золота и иностранной валюты) и относительно этого активные операции предшествуют пассивным.

Следует подчеркнуть, что банкнотная эмиссия центрального банка не исчерпывает эмиссионных операций банка. Центральный банк имеет счета коммерческих банков и государственных учреждений (например, Министерства финансов). Это позволяет ему отнести их средства на другие счета. В данном случае эмиссия не будет связана с выпуском банкнот. Такую эмиссию называют депозитной эмиссией центрального банка.

Каждый центральный банк имеет также собственный капитал, но, как правило, он невелик и колеблется в пределах 4-5% от всех пассивов центрального банка.

Определенным источником ресурсов являются также обязательные резервы коммерческих банков в центральном банке и взносы в виде вкладов как коммерческих банков, так и государственных учреждений.

Эмиссия денег может быть связана и с необходимостью подкрепления кассовых резервов коммерческих банков. С этой целью центральный банк может списать деньги со счета коммерческого банка в центральном банке и на эту сумму передать ему наличность.

В некоторых странах центральный банк также монополию на эмиссию монет, но их чеканкой, как правило, занимается министерство финансов.

Национальный банк Украины, как и центральные банки в других странах, имеет монопольное право на эмиссию денег. Это право реализуется, прежде всего, путем эмиссии наличных. Она осуществляется, как правило, за счет резервных фондов НБУ, существующие при областных управлениях НБУ, а также при некоторых филиалах отдельных коммерческих банков, в которых сосредоточиваются остатки национальной валюты. Из этих фондов деньги переходят в оборотных кассу коммерческого банка. Это подкрепление операционных (оборотных) касс коммерческих банков деньгами и является операцией эмиссии денег. Решение об этом принимается областными управлениями НБУ на основании соответствующего разрешения начальника управления НБУ. Это решение направляется в виде эмиссионной телеграммы, содержание которой кодируется. Если сверхлимитные остатки в резервном фонде отсутствуют или их не хватает, тогда банки получают деньги из оборотных касс управления НБУ.Если лимиты оборотных (операционных) касс преувеличиваются, то излишки поступают в резервные фонды. Эта операция осуществляется автоматически, что и обусловливает изъятие денег из обращения.

Эмиссия денег дополняется определенным порядком регламентации кассовых операций хозяйствующих субъектов. В целом эмиссионная деятельность НБУ постепенно уменьшается в связи с тем, что наличные расчеты в народном хозяйстве сокращаются. Что касается монет, то их чеканки осуществляет Министерство финансов по заказу центрального банка, и выкупает у министерства этот вид наличных по фактическим затратам на их изготовление. Разница между номиналом этих монет и возмещением со стороны центрального банка расходов составляет чистый доход государства, часто называемый сеньораж.

Функция центрального банка как валютного центра проявляется, главным образом, в соответствующих изменениях курса национальной денежной единицы. Осуществляется эта политика за счет так называемых валютных интервенций. Они заключаются в том, что центральный банк за счет созданного специального резерва покупает иностранную валюту или, наоборот, продает ее. Главным образом, эти операции связаны с обеспечением определенного курса собственной валюты, а также с влиянием на экспортные и импортные операции. Последнее выражается в том, что снижение курса национальной валюты относительно иностранной стимулирует экспорт и сдерживает импорт. При повышении курса национальной валюты все происходит наоборот.

Центральный банк выступает также банком банков. 

Суть этой функции - в предоставлении коммерческим банкам кредитов, осуществлении расчетов между ними, сохранении их кассовых резервов, контроле за деятельностью банков. Кредиты центрального банка коммерческим банкам, как правило, представляют собой кредиты для поддержки их деятельности. Центральный банк является кредитором последней инстанции.

Для организации межбанковских расчетов Национальный банк Украины применяет те принципы, которые являются в мировой практике осуществления таких расчетов, а именно:

  • использование мижфилийних обращений;
  • расчеты способом организации корреспондентских отношений между коммерческими банками;
  • открытие корреспондентских счетов коммерческих банков в учреждениях НБУ;
  • организация расчетов через клиринговые учреждения.

Техническая организация расчетов между банками включает расчетную палату, которая осуществляет расчеты между банками на основе электронной системы платежей, что позволяет осуществлять такие расчеты в течение одного операционного дня. Расчетная палата имеет двухуровневую строение и состоит из центральной расчетной палаты и из региональных расчетных палат.

Перевод денег со счета одного банка на счет другого осуществляется по соответствующим требованиям. 

Но если платежи, которые осуществляет конкретный коммерческий банк на счет других, будет менее требований, то возникает дебетовое сальдо, которое можно определить как овердрафт корреспондентского счета коммерческого банка. По сути, в рамках такого дебетового сальдо возникает несанкционированная кредитная эмиссия со стороны коммерческого банка. Это нарушает монополию НБУ на эмиссию и поэтому наш центральный банк, как правило, принимает против этого банка определенные меры: проценты на остаток дебетового сальдо, пеня и другие меры, предусмотренные действующим банковским законодательством.

Центральный банк устанавливает для коммерческих банков норму обязательных резервов, которая депонируется на специальном счете и играет роль как страхового (в случае банкротства коммерческого банка) резерва, так и действенного рычага регулирования денежного предложения на рынке денег.

Достаточно распространены и надзорные и контрольные функции центрального банка относительно коммерческих банков. В большинстве стран это осуществляет непосредственно центральный банк, а в некоторых странах (Австрия, Канада, Дания) этот контроль осуществляется без участия центральных банков.

Контрольные операции НБУ направлены на обеспечение стабильности всей банковской системы. Это достигается путем создания таких условий, при которых риски, возникающие в процессе банковской деятельности, были бы минимальными.

В этом отношении НБУ пытается прежде всего уменьшить внешние риски, а именно: риск ликвидности банковских активов, валютный риск, риски по операциям с ценными бумагами. Значительное внимание центральный банк нашего государства уделяет также уменьшению внутренних банковских рисков, связанных с уровнем квалификации банковского персонала, степени совершенства систем, обеспечивающих работу банка (бухгалтерский учет, средства связи, система безопасности и т.д.).

Наблюдательные операции НБУ определенным образом дифференцированы и имеют три уровня:

  1. Общий надзор. Применимо к наиболее надежно работающих банков, не имеющих грубых нарушений.
  2. Интенсивный надзор . Применяется к банкам, которые периодически нарушают экономические нормативы и имеют определенные проблемы в обеспечении стабильности своего функционирования.
  3. Надзор высокой степени. Применяется к банкам, которые характеризуются неудовлетворительным финансовым состоянием и допускают систематические нарушения в банковской деятельности.

В нашем государстве Национальный банк Украины выдает коммерческим банкам займы. При этом они предоставляются независимо от пассивов НБУ, т.е. на эмиссионной основе. Иными словами, он дает так называемый операционно-технический кредит, увеличивая количество денег на корреспондентских счетах коммерческих банков. Эти деньги коммерческие банки используют для расчетов между собой, тем самым перераспределяя выданы денежные ресурсы между банками.

Цель выдачи НБУ операционно-технических кредитов коммерческим банкам не столько в регулировании денежного обращения, сколько в обеспечении нормального функционирования всего платежного механизма страны. Это достигается обеспечением с помощью такого кредитования определенных денежных остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков, что позволяет поддерживать непрерывность организации платежей в народном хозяйстве.

Указанные выше кредиты погашаются, когда коммерческие банки возвращают в НБУ зачислены на их счет деньги и процент, или когда они за средства на их корреспондентских счетах покупают у НБУ гривневую наличность или иностранную валюту.

Кредитования коммерческих банков со стороны центрального банка осуществляется, как уже отмечалось, именно на эмиссионной основе, поскольку он является банком первого уровня. Вследствие этого вторичная эмиссия, которую осуществляют коммерческие банки, приводит к увеличению денежной массы. Отсюда объективная необходимость регулирования вторичной эмиссии, поскольку она, увеличивая денежную массу, способна привести к нарушению стабильности национальной валюты.

Субъектам хозяйствования и физическим лицам Национальный банк Украины кредитов не выдает.

Исключения составляют среди субъектов те, которые обеспечивают деятельность НБУ, а также те, которые обеспечивают развитие материально-технической базы для выпуска национальной валюты.Среди физических лиц такие исключения касаются работников НБУ, которые могут получить кредит из фонда материального поощрения этого учреждения.

Следует отметить, что кроме эмиссии депозитных (безналичных) денег Национальным банком Украины, имеет место и депозитно-чековая эмиссия денег со стороны коммерческих банков. При этом, если депозитные деньги НБУ оседают на счетах коммерческих банков, то депозитные деньги коммерческих банков концентрируются на текущих счетах их клиентов.

НБУ осуществляет также аналитические и статистические исследования. 

Как правило, объектом таких исследований является экономическая конъюнктура и общие тенденции развития экономики, связанные с денежно-кредитными процессами. Необходимость таких исследований связана, главным образом, с разработкой стратегии развития денежно-кредитной сферы в целом и в частности с определением политики Национального банка на следующий период.

Важной функцией всех центральных банков является функция банкира правительства. Суть этой функции заключается в том, что центральный банк сохраняет золото-валютные резервы страны, выполняет расчетные операции для правительства, обслуживает государственный бюджет, а также выступает представителем эмитента при выпуске государственных ценных бумаг правительством или правительственными организациями.

В целом, по своей сути эти операции одинаковы для разных стран. Однако некоторые особенности все же есть. Так, скажем, кассовое обслуживание государственного бюджета наравне с центральным банком осуществляют и отдельные коммерческие банки. Примером могут служить США, где при определенных обстоятельствах казначейство открывает свои счета в крупных коммерческих банках.

Центральный банк любой страны с рыночной экономикой обслуживает государственный долг. Он же дает кредиты правительству в случае необходимости и в пределах, предусмотренных законодательством страны. Правда, в государствах с высокоразвитой рыночной экономикой прямое кредитование очень ограничено, а если и осуществляется - то в виде краткосрочных займов. В некоторых странах такое кредитование вообще запрещено. Чаще центральный банк предоставляет кредиты правительству способом покупки им государственных долговых обязательств. Во многих странах это единственная или определяющая форма кредитования правительства. Но центральный банк основную массу ценных бумаг перепродает коммерческим банкам, превращая их в кредиторов правительства. Что же касается центрального банка, то он таким образом управляет государственным долгом, образованным в результате прямого кредитования правительства со стороны центрального банка страны.

Покупка центральным банком государственных долговых обязательств является формой, очень приближенной к прямому кредитованию правительства, и поэтому в некоторых странах и эти операции ограничиваются. В таком случае часто при размещении государственных ценных бумаг центральный банк выступает представителем эмитента этих бумаг.

Для Национального банка Украины накопления и хранения золото-валютных резервов страны является одной из важнейших задач. 

В условиях нерозминности банкнот на золото накопления золота и драгоценных металлов помогает созданию определенного страхового и резервного фондов, поэтому государство всячески заинтересована в их накоплении. После распада СССР Украина ничего не получила из золотых запасов бывшей империи, поэтому решение проблемы создания своего собственного золотого запаса вполне легло на плечи нашего государства.

Украина, несмотря на кризисное состояние своей экономики, уже в первые годы независимости наладила добычу и переработку собственного золота и уже в 1997 г. наша страна получила первый слиток золота, который был отлит в форме малого герба Украины. Следует заметить, что добыча золота у нас осуществляется с помощью так называемой гравитационной технологии, которая хотя и менее эффективна, чем химическая технология (с помощью цианидов), но экологически безопасна.Правильность такой стратегии подтвердили крупные экологические катастрофы, которые произошли в начале XXI века на золотодобывающих предприятиях Румынии. Вследствие этих катастроф окружающей среде целого ряда стран, в том числе и Украины, был нанесен огромный ущерб.


Форма входа
AdSense