Воскресенье, 28.04.2024, 12:57
Вы вошли как Гость | Приветствую Вас Гость | RSS


Банк ПриватБанк

Сайт агента 
Работа в ПриватБанке
Кредитка Депозиты Авто Кредит


Меню сайта
AdSense
...

Денежно-кредитная политика Национального банка Украины

Денежно-кредитная политика Национального банка Украины

Денежно-кредитным отношениям в рыночной экономике отведено чрезвычайно важную роль. Любое их нарушение приводит к нежелательным последствиям в общественном производстве. Именно поэтому в тех современных рыночных системах, относящихся к регулируемым, эти отношения находятся под постоянным контролем государства, которая реализуется в его денежно-кредитной политике. Денежно-кредитная политика - это совокупность таких мер, реализуемых государством и направленных на регулирование денежно-кредитных отношений. Государство создает общие условия для реализации этих отношений, формируя законодательную базу, определяя общую организацию функционирования кредитных структур и законодательные основы осуществления денежной эмиссии и ценных бумаг.Разработанная на этой основе денежно-кредитная политика со стороны ее практической реализации обеспечивается центральным банком страны, который, выполняя разработанную и утвержденную политику в сфере развития кредитно-денежных отношений, в то же время является достаточно независимым и самостоятельным в своих действиях.

Как обоснованно подчеркивают отечественные ученые, кредитно-денежная политика по своим глобальными задачами подчинена макроэкономическим процессам и в этом отношении не является автономной (См.: Гальчинский А. Теория денег. - К.: Основы, 1998. - С. 263.).

Учитывая это ее стратегические цели следующие: обеспечение возможностей для эффективного функционирования общественного производства, достижение экономического роста. Наконец, стратегия кредитно-денежной политики должна быть направлена ​​на улучшение благосостояния населения, сдерживание инфляции, обеспечение занятости населения.

Реализация стратегических целей денежно-кредитной политики в современных условиях может базироваться на двух основных теоретических моделях, разработанных западной экономической наукой.Это, прежде всего, кейнсианская модель, в основу которой положен тезис о том, что решающим элементом при обеспечении денежно-кредитной политики является уровень процента по кредитам, изменение которого, в конце концов, и влияет на объемы валового продукта.

Вторая модель - регулирования. В ее основу положен тезис о наличии непосредственной связи между предложением денег и изменениями в валовом внутреннем продукте. Для этой модели главным инструментом регулирования становится сам уровень предложения денег.

Кроме стратегических целей, денежно-кредитная политика отражает и текущие. Главной среди них является обеспечение стабильности национальной денежной единицы. Достижения этой главной цели, по которой реализуется связь макроэкономических и текущих задач, стоящих перед денежно-кредитной политикой, связано с формированием целого ряда конкретных задач, определение которых зависит от ряда различных факторов.

Прежде эта политика должна направляться на ослабление негативных последствий, который наносит экономике та или иная фаза промышленного цикла. Относительно этого центральный банк, реализуя свою денежно-кредитную политику, зачастую прибегает к таким действиям на денежном рынке, которые либо сокращают денежную массу, или, наоборот, увеличивают ее.

Так, в условиях высокого уровня инфляции или при очень высоких темпов экономического роста денежно-кредитная политика приобретает черты рестрекцийнои. Эту политику еще называют политикой "дорогих денег», она направлена ​​на то, чтобы посредством уменьшения в обращении денежной массы, ограничения объема кредитных операций и повышения нормы процента уменьшить уровень инфляции или уменьшить экономический подъем для смягчения остроты колебаний между противоположными фазами промышленного цикла .

Напротив, когда страна выходит из кризисного состояния, тогда политика центрального банка направлена ​​на противоположное, а именно: на увеличение массы денег в обращении, уменьшение уровня ссудного процента, увеличения объемов кредитования. Такая политика называется экспансионистской или политики »дешевых денег».

На формирование тактических целей денежно-кредитной политики влияет также такой фактор, как степень открытости экономики. Слишком большая открытость экономики сводит, по сути, нет возможности страны по обеспечению стабильности денег, а следовательно, и относительно самостоятельного решения многих вопросов, связанных с макроэкономическим регулированием развития национальной экономики.

Важный фактор, влияющий на разработку и совершенствование конкретных целей денежно-кредитной политики, - это наличие того инструментария, имеющегося в распоряжении государства, с помощью которого можно действенно реализовать денежно-кредитную политику. Понятно, что этот инструментарий не существует сам по себе и его использования обуславливается реальным состоянием развития экономики, ее восприимчивости к действию того или иного рычага.

Это особенно важно тогда, когда экономика характеризуется переходным характером и не имеет достаточных признаков, свидетельствующих о высокой степени ее организации именно как рыночной экономики.

Развитие общественного производства в современных условиях уже не может быть независимым от тех новейших тенденций в развитии мирового хозяйства, которые имеют место. А это ставит страну перед определенным выбором и превращает политические факторы в важный фактор формирования и реализации денежно-кредитной политики. Ярким примером этого может быть Украина. Не желая быть в стороне мощного процесса интернационализации мирового хозяйства, и ставя конкретные цели вступление в ВТО (COT), наше государство должно проводить такую ​​денежно-кредитную политику, которая бы давала возможность иметь адекватную современным требованиям систему денежных и кредитных отношений.

Совокупность вышеперечисленных факторов во взаимодействии с конкретными задачами и особенностями развития экономики той или иной страны и определяют денежно-кредитную политику государства. От того, насколько точно и полно учтены в ней объективные процессы, происходящие в общественном производстве, так и можно строить свои ожидания относительно реализации денежно-кредитной политики и позитивных последствий от ее выполнения.

В Украине, как и в любой стране с рыночной экономикой, вопросы научной разработки механизма денежно-кредитной политики, ее реализации чрезвычайно актуально для нашего государства.Стратегические цели этой политики, по сути, типичные и обращены в сторону обеспечения эффективной организации всего общественного производства и достижения экономического роста. Но переходный (к рыночному состоянию) характер нашей экономики, наличие целого ряда экономических проблем, которые достались нам от тоталитарной системы, ставят обязательным условием решения с помощью этой политики, прежде всего, тактическим вопросам. Этот акцент в формировании и реализации денежно-кредитной политики является наиболее значимым и предшествует достижению стратегических целей.

Определяющей целью денежно-кредитной политики Национального банка Украины (а именно он является главным субъектом ее разработки и реализации) является обеспечение стабильности национальной денежной единицы. Достижение этой цели - абсолютно необходимая предпосылка решения таких судьбоносных для Украины вопросов, как структурная перестройка экономики, доведение до логического завершения рыночных преобразований и формирования мощной динамической, автономно действующей системы общественного воспроизводства.

Денежно-кредитная политика НБУ в ее конкретных задачах и акцентах значительно зависела прежде, как зависит и сегодня, от совокупности тех условий, той экономической и социальной среды, в котором она реализуется. Поэтому в разработке этой политики и в ее осуществлении есть характерные особенности, которые определяются особенностями того или иного периода в развитии общества. В этом отношении целесообразно рассмотреть денежно-кредитную политику в некоторой ретроспективе, поэтапно. Это позволит полнее понять как особенности ее реализации на том или ином этапе, так и определить ее возможности в перспективе, учитывая уже накопленный собственный опыт.

Начиная раскрытия этого вопроса, следует иметь в виду, что денежно-кредитная политика как на этапе ее формирования, так и в процессе ее реализации включает такие составляющие моменты:

- Определение общего направления (направленности) кредитно-денежной политики на определенный (как правило на год) период;

- Определение совокупности основных инструментов осуществления кредитно-денежной политики;

- Организацию и совершенствование базы статистических данных, фиксирующие состояние и изменения денежной массы, кредитов и сбережений;

- Разработку и реализацию конкретных программ в сфере денежного обращения и кредита.

Первый этап в формировании и реализации денежно-кредитной политики НБУ начинается с 1991 года.В этом году уже в независимой Украине был продлен реализацию начатой ​​в последние годы существования СССР идеи быстрого (шокового) перехода к рыночным отношениям. Это неизбежно привело к дестабилизации во всех сферах экономики, которая наложилась на проблемы, связанные со становлением независимого государства и формированием ее экономической базы, и вызвало многократное усиление той глубокого экономического кризиса, в котором уже находилась экономика бывшей империи.

В условиях нарастающего экономического кризиса правительство и Верховная Рада взяли курс на торможение рыночных преобразований. Под лозунгами защиты отечественного производителя, уменьшение кризисных явлений, предотвращения дальнейшего обнищанию населения начался деструктивный (учитывая рыночные реформы) период в формировании и реализации экономической политики государства. Главными признаками этого стало:

- Поддержка государственного сектора экономики, даже в условиях нерентабельности функционирования государственных предприятий.

- Поддержка исключительно за счет бюджетного финансирования существование громоздкой социальной сферы, которая была нерыночной и отражала потребительский стереотип, устойчиво сформирован за 70 лет существования советской власти.

- Меры против уменьшения занятости населения, которая была присуща нерыночной экономике в СССР.

- Явное затягивание решения вопроса о выходе из "рублевой" зоны. Это решение принято лишь в конце 1992 года, а это означало, что Украина, по сути, не могла проводить собственной денежной политики.

В действительности это означало, что решающая роль в экономике принадлежала государственному сектору, который требовал все больше и больше. Состояние экономики в 1991 году был очень тяжелый.Так, дефицит государственного бюджета достиг 21100000 руб., Или 7% от ВВП.

В таких условиях и формировалась кредитно-денежная политика НБУ, подчинялась реализации политики правительства на поддержку государственного сектора и была эмиссионно-экспансионистской по своему характеру. Так, только в 1992 г. кредитная эмиссия достигла отметки 1 трлн руб., А в следующем году увеличилась в 30 раз и составила 30 трлн руб. При этом 70% этой эмиссии поглотил абсолютно не реформирован агропромышленный комплекс, который еще базировался на колхозной и государственной формах организации. В таких условиях частный сектор и его развитие отошли на второй план. Для полного понимания ситуации в сфере кредитно-денежного регулирования следует подчеркнуть, что и сам Национальный банк Украины не имел должного уровня самостоятельности и лишь выполнял указания правительства. А на время (6 месяцев), за короткого премьерства JI. Д. Кучмы, Национальный банк Украины полностью (кроме эмиссионной функции) подчинялся правительству.

Такой ход событий был следствием двух основных причин:

- В первые годы независимости сохранялся присущий Советскому Союзу механизм исполнения государственного бюджета, согласно которому автоматически финансировался бюджетный дефицит за счет прямой эмиссии центрального банка.

- Руководство НБУ стояло на позициях эмиссионно-монетаристской концепции и способствовало правительства в покрытии бюджетного дефицита через прямое кредитование. Эти позиции были зафиксированы в Законе Украины "О банках и банковской деятельности» и бюджетный дефицит 1991 года был автоматически профинансирован эмиссией НБУ. В 1992 г. прямое кредитование правительства со стороны НБУ приблизилось к отметке 90%.

Суть кредитно-денежной политики НБУ, если не обращать внимания на внешне рыночные и правильные лозунги, под которыми она осуществлялась (ограничение кредитной эмиссии, повышение учетной ставки и т.д..), Свелась к реализации эмиссионно-экспансионистской идеи.

Так, учетная ставка НБУ в 1992 г. равнялась 80% годовых и только на конец этого периода была поднята до 100%. В условиях огромной инфляции (2100% за 1992 г.) это делало кредиты дешевыми и выгодными для производителей. В сочетании с чрезмерной централизацией распределения кредитных ресурсов это привело к переливанию государственных средств в частный сектор и теневую экономику. Низкий уровень учетной ставки привело и к оттоку капитала из Украины в ту же Россию, где учетная ставка была выше.

Экспансионистская политика НБУ продолжалась и в 1993 г. Если в 1992 г. был запланирован бездефицитный бюджет (покрытие фактического дефицита за счет эмиссии осуществлялось, по сути, вне закона), то на 1993 г. дефицит был уже запланирован, а единственным источником его покрытия признавалось прямое финансирование нужд правительства со стороны НБУ. Если в начале 1993 г. такое финансирование составляло 70% бюджетного дефицита, то на конец года - уже 95%.

Учетная ставка НБУ в 1993 г. повышалась вдвое, достигнув в конце года 240%, но она была отрицательной по сравнению с инфляцией. При этом ситуация существенно ухудшалась наличием больших льгот в кредитовании промышленного комплекса и угольной промышленности. Реализацию этих преференциальных условий НБУ обеспечивал через предоставление кредитов по ставкам ниже от установленной учетной бывшим государственным специализированным банкам (Проминвестбанк, Банк Украина и др.). Для осуществления государственных программ.

Осуществлялась эта необдуманная кредитная политика преимущественно административными методами, которые были характерны административной системе. Это льготное кредитование, прямое вмешательство в систему ценообразования, дефицитное финансирование и тому подобное.

Обобщающим результатом такой политики стала огромная инфляция, достигшая своего пика именно в 1993 p., существование массы убыточных предприятий, значительное перераспределение средств в пользу теневого сектора.

Второй этап в формировании и разработке денежно-кредитной политики НБУ начался уже в конце 1993 г. С приходом к руководству центрального банка В.А. Ющенко эта политика начала формироваться на принципах антиинфляционной монетарной политики, в которой акцент был сделан на рестрекцийний метод.

Уже в конце 1993 г. учетная ставка НБУ стала изменяться более активно и колебалась в 1994 г. со 140% до 300%. Антиинфляционные меры НБУ дали свои первые результаты и уже в 1994 г. было достигнуто положительного значения сначала ссудного, а впоследствии и депозитного процента. Это привело к изменению ориентиров субъектов и появления у них заинтересованности в накоплении денег.

Важным шагом в формировании новой кредитно-денежной политики стала и изменение в порядке кассового обслуживания государственного бюджета. Прекращалось автоматическое кредитование бюджетного дефицита, а бюджетные расходы ограничивались фактическими поступлениями. Новая антиинфляционная кредитно-денежная политика НБУ осуществлялась на фоне спада объемов производства и непонимание (а иногда и открытого противодействия) со стороны законодательной и исполнительной власти, поскольку среди представителей этой власти еще господствовали способы мышления прошлого. Вследствие этого новая политика НБУ не вышел за пределы денежного обращения и не привела к существенным сдвигам в экономике. Но все же создала важные предпосылки для будущих сдвигов, главными из которых стали снижение инфляции и относительная стабилизация национальной денежной единицы.

После 1994 г. кредитно-денежная политика НБУ осуществлялась на фоне определенной противодействия законодательной власти, которая, по сути, цеплялась за эмиссионный вариант выхода из кризиса и тем самым реально противодействовала монетарной политике НБУ. В частности, это проявилось в том, что на 1994 г. бюджет был принят как бездефицитный, что было явно нереально (фактический дефицит в 1994 г. составил 9,5% от ВВП), а следовательно, обрекало НБУ на эмиссионное покрытие бюджетного дефицита, поскольку в бюджете никаких источников покрытия дефицита не предусматривалось.

В дальнейшем ситуация несколько изменилась. Уже в 1995 г. бюджет утвержден с дефицитом в 7,3%, а для его финансирования впервые было предусмотрено неэмиссионные источники покрытия: выпуск облигаций внутреннего государственного займа и внешние заимствования. Эти изменения в законодательно-концептуальных подходах в главный финансовый документ государства сопровождались и определенными позитивными изменениями в экономике. Они были еще слабыми, находили выражение лишь в уменьшении динамики падения ВВП (уменьшение производства ВВП в расчете к предыдущему году составило в 1994 г. - 23%; 1996 г. - 10%; 1997 г. - 3,2%; 1999 - 1,7%, но они все же были и это приводило к созданию более благоприятных условий для разработки и претворения в жизнь антиинфляционной кредитно-денежной политики НБУ. В период 1994-1999 pp. она характеризовалась следующими основными признаками:

- Происходило снижение учетной ставки НБУ. На конец 1997 г. она составляла уже 35%, а на конец 2000 г. - 27%.

- Важным событием стало создание в 1998 г. при участии НБУ и коммерческих банков фонда страхования вкладов физических лиц, который стал одним из факторов стабилизации оттока срочных депозитов физических лиц из коммерческих банков в период финансового кризиса 1998 г. и существенного увеличения вкладов физических лиц, начиная с 1999 г.

Принципиально новый этап в разработке и реализации денежно-кредитной политики НБУ начинается с 2000 г. Именно этот год стал переломным в развитии нашей экономики. Впервые за все предыдущие годы на 5,9% вырос реальный ВВП. В дальнейшем эта тенденция сохранилась и прирост ВВП в 2001 г. 9,2%, а в 2002 г. - 5,2%. Он остался достаточно высоким и в последующие годы: в 2003 г. - 9,3%, а в 2004 p. -12%.

Весьма заметным явлением стало некоторое (по сравнению с 2000 г.) уменьшение инфляции. Если в 2000 г. она составляла 25,8%, то в 2001 г. - 6,1%, в 2002 г. - 99,4%, в 2003 г. - 8,2%, а в 2004 г. - 12 , 3%. Снижение инфляции укрепило курс национальной валюты, а главное, сделало желательным ее накопления как населением, так и субъектами хозяйствования. Постепенно, хотя и не в значительной степени, но все же начинает уменьшаться безработица. Имеет место рост реальных доходов населения. И хотя нерешенных проблем в народном хозяйстве нашей страны еще достаточно много, общее улучшение экономической ситуации в стране очевиден.

В этих условиях денежно-кредитная политика НБУ по своим основным признакам стала существенно отличаться от той, что имела место в период кризиса. На каждый год Совет Национального банка Украины согласно статье 100 Конституции Украины и статьи 9 Закона Украины "О Национальном банке Украины» разрабатывает и реализует комплекс мер, которые, собственно, и составляют денежно-кредитную политику центрального банка страны.

Каждый конкретный год имеет свои определенные особенности, а следовательно, имеет определенные особенности и политика НБУ, разработанная на тот или иной год. Но в целом в этой политике можно выделить наиболее существенные моменты и особенности ее реализации в условиях определенного экономического подъема.

На современном этапе денежно-кредитная политика НБУ концентрируется на решении следующих задач:

- Обеспечение стабильности национальной валюты;

- Создание монетарных условий для эффективного функционирования экономики;

- Содействие структурной перестройке экономики;

- Усилению надежности и эффективности функционирования банковской системы;

- Повышение уровня занятости населения.

Реализация политики НБУ для достижения обозначенных целей в условиях уже достаточно высокого уровня реформованости экономики нашего государства и значительного подъема сегодня может осуществляться с помощью значительно более широкого, чем прежде, набором рычагов регулирования кредитно-денежных отношений. их использование становится более действенным, а направления применения - значительно разнообразнее. К ним относятся:

- Установление количественного контроля за увеличением денежной массы путем определения ее прироста на основе учета реальных изменений ВВП и целевых показателей инфляции.

- Обеспечение потребностей экономики в наличных деньгах с акцентом на усиление контроля за счетами в налично-денежной форме между предприятиями, повышению эффективности их использования, а также децентрализация выпуска наличных денег в обращение.

- Сокращение объема наличных расчетов через создание и широкое использование национальной системы расчетов на основе пластиковых карточек.

- Повышение надежности существующей системы электронных расчетов.

- Поддержание высокого уровня ликвидности активов коммерческих банков на основе их рефинансирования.

- Достижение того, чтобы наиболее важные правительственные программы кредитовались через коммерческие банки.

- Усиление уровня капитализации коммерческих банков путем увеличения требований к их минимального уставного капитала.

- Расширение кредитной базы через дальнейшее совершенствование кредитных аукционов НБУ, выкуп аккумулированных Сбербанком вкладов населения для последующей продажи этого кредитного ресурса коммерческим банкам.

- Усиление контроля Национального банка за деятельностью небанковских кредитных учреждений для повышения эффективности действий НБУ по регулированию денежной массы.

Осуществление мероприятий, связанных с общими направлениями в реализации денежно-кредитной политики НБУ станет новой ступенью на пути к формированию стабильно действующей, а главное, адекватной современным рыночным условиям системы кредитно-денежных отношений. Это, в свою очередь, заложит основательные фундаменты для развития экономики нашего независимого государства и усиления его роли в мировом хозяйстве.

Однако выполнение денежно-кредитной политики на этапе экономического подъема (т.е. начиная с 2000 г.) показало, что на этом пути есть достаточно существенные проблемы, решение которых становится насущным. Опыт показывает, что в долгосрочной перспективе необходимо учитывать действие некоторых факторов, которые заметно модифицируют как общую ситуацию, так и меры НБУ по осуществлению его политики и достижения определенных целей.

Во-первых, следует отметить, что достигнутая динамика макроэкономических показателей в 2000-2004 pp. была в значительной мере обеспечена за счет конъюнктурных изменений на мировом рынке и формированием для нашего товаропроизводителя благоприятных в этом отношении условий.Действительно, в эти годы наблюдалось заметное роста внешнеторгового оборота и постоянное положительное сальдо торгового баланса. Итак, в основе позитивных изменений, к сожалению, еще не лежит структурная перестройка экономики, что делает ее, по сути, заложницей конъюнктуры мирового рынка, которая является очень непостоянной.

Во-вторых, можно констатировать, что за недостаточного развития коммерческого кредита и рынка ценных бумаг в целом действенность влияния такого важного рычага реализации монетаристских мер в денежно-кредитной сфере, как учетная ставка в Украине, не очень высокая. Так, если с 2000 по 2003 г. включительно учетная ставка снизилась с 27% до 7%, т.е. почти в четыре раза, то средневзвешенная ставка коммерческих банков по кредитам, которые они предоставляют субъектам хозяйствования, снизилась с 37,2% в 2000 г. до 18% в 2003 г. Это означает, что взятая на вооружение на данном этапе развития нашего государства экспансионистская модель не срабатывает на должном уровне. Как следствие, кредиты коммерческих банков остаются дорогими, что сдерживает развитие кредитных отношений, а следовательно, и экономики в целом.

В-третьих, в период с 2003 по 2010 pp. государство будет нести огромные затраты по погашению ранее реструктуризированных внешних долговых обязательств. Ежегодные платежи будут колебаться в пределах 2,1-2,6 млрд дол., А это почти треть государственного бюджета Украины. Понятно, что рассчитываясь с внешними долгами, правительство будет вынуждено через Национальный банк скупать валюту, а эти валютные интервенции непременно усилят поступления в обращение гривни по каналам валютного рынка.

В-четвертых, угрожающей является и тенденция по росту внешней задолженности. Если не считать правительство В. А. Ющенко, который в своей программе впервые среди всех предыдущих правительств ввел мораторий на рост внешней задолженности на уровне 12,5 млрд дол. состоянию на 01.10.2001 г. и в реальной практике до этого периода сократил его до 10 млрд дол., то следующее правительство Кинаха не только не устанавливал никакого моратория, а существенно (до 14 млрд долл.). увеличил внешнюю задолженность. Курс на новые заимствования взял и правительство В. Януковича. Все это создало угрожающую ситуацию для денежного рынка и для всей экономики в целом.

В-пятых, слабое развитие рынка ценных бумаг не позволяет в полной мере использовать его как существенный рычаг уменьшения давления растущей денежной массы на денежный рынок через валютный рынок. И хотя НБУ прибегает к расширению спектра инструментов, направленных на смягчение этой ситуации (использование депозитных сертификатов Национального банка Украины, распространение операций РЕПО, распространение операц

Форма входа
AdSense